Рынок недвижимости России и Петербурга переживет сложные времена: льготная ипотека доступна немногим, спрос серьезно «проседает», а значит, и бизнес-модели многих девелоперов подвергаются суровой проверке на прочность. Какие выходы из ситуации видит бизнес и что в такой ситуации он стремится предложить покупателю?
Узнали об этом у Михаила Гущина, вице-президента по маркетингу и продукту Группы RBI.
– Михаил, рынок недвижимости столкнулся с целым набором вызовов. Высокая ключевая ставка, рост стоимости ипотечных кредитов, снижение доступности жилья. Ваша оценка: как эти факторы повлияли на отрасль?
– Безусловно, рост ключевой ставки до 21%, а главное, сворачивание льготной ипотеки стали испытанием как для покупателей, так и для девелоперов. Рынок, конечно, стремится предлагать покупателям альтернативные инструменты. В первую очередь такой альтернативой доступной ипотеке становятся рассрочки. В тех проектах, где срок сдачи составляет 2-3 года, их доля довольно велика – 50% и выше. Как пример, в нашем проекте Ultra City 3.0 порядка 55% сделок совершается в рассрочку. Еще одно следствие сокращения льготных программ ипотеки – более высокий порог входа для инвестора, то есть снизилась в первую очередь доля инвестиционных покупок. А вот тем покупателям, которые приобретают жилье для собственной комфортной жизни, качество продукта важнее цены. В таких условиях конкуренция между застройщиками в 2025 году будет строиться не на цене квадратного метра, а именно на уровне комфорта и инфраструктуры.
– Отрасль уже не впервые сталкивается с кризисными явлениями. Бывало ли у вас в карьере что-то подобное? Какие уроки из прошлого помогают справляться с текущими вызовами?
– Я помню, как в 2008 году, когда я работал в консалтинге, ситуация тоже казалась критической. Мы консультировали крупные проекты вроде Новой Голландии и Невской Ратуши, и все были в ожидании худшего. Но опытные западные коллеги тогда сказали нам: «Вы главное не беспокойтесь, всё нормально будет! Сейчас немножко всех пошатает, а дальше всё будет хорошо…». И они оказались правы. Недвижимость в крупных городах, таких, как Петербург и другие мегаполисы, – это всегда надежный актив. Конечно, могут быть локальные колебания, но в долгосрочной перспективе качественный продукт всегда востребован. Поэтому наш главный урок – сохранять фокус на уровне продукта и сервиса.
– В таком случае, как вы считаете по вашему опыту и опыту RBI, какие продуктовые новинки сейчас в тренде, что востребовано у покупателя в 2024 году и что будет востребовано в 2025-м?
– Мы видим два тренда. С одной стороны, молодая, экономически активная и платежеспособная аудитория стремится жить ближе к центру города, с учетом высокого уровня благоустройства городских кварталов, появления качественных общественных пространств. Вы же наверняка согласитесь, что Петербург за последние пять лет сделал значительный шаг вперед в создании комфортной городской среды. С другой стороны, сохраняется интерес к жизни за городом, и растет популярность индивидуальных загородных домов. Эти два тренда развиваются параллельно, и девелоперы, которые предлагают проекты, сочетающие лучшие черты обоих направлений, могут рассчитывать на успех своего продукта.
Концепция «загород в городе», которую мы развиваем в проекте Ultra City 3.0, как раз про это. Будущий квартал расположен вблизи Юнтоловского и Новоорловского лесопарков, в автомобильной и доступности от сосновых лесов курортного направления – это позволяет сохранять связь с природой, не покидая город. Архитекторы и ландшафтные дизайнеры предусмотрели два обособленных зеленых двора, разделенные общественным променадом с фруктовыми деревьями. Внутренние пространства дворов включают и солнечные СПА с лежаками, и детские площадки для двух разных возрастов, и спортивные тренажеры на свежем воздухе, и даже велостанции с инструментами для ремонта велосипедов. Есть и павильоны с инфракрасными обогревателями, в которых можно отдыхать в любую погоду.
– Михаил, какой тактики посоветуете придерживаться тем, кто размышляет над покупкой недвижимости сегодня? И насколько сейчас подходящий момент, чтобы покупать недвижимость?
– Я бы не советовал откладывать и ждать чего-то. Некоторые думают, «сейчас ставки ипотеки слишком высокие, подождем, пока они станут ниже». Или «спрос падает, скоро девелоперы начнут снижать цены». Но нет. Ситуация такова, что снижение цен в ближайшее время маловероятно. Причина простая: себестоимость строительства растет, количество новых проектов сокращается, а спрос на качественное жилье сохраняется. Кроме того, даже те льготные программы, которые есть сейчас, неизвестно, будут ли доступны в следующем году. Та же семейная ипотека: ее обещали сохранить до 2030 года, но это не означает, что ее условия не могут измениться. А субсидированные ставки от застройщиков с 2025 года попадают под запрет, с учетом вступающего в силу ипотечного стандарта. Поэтому, если есть возможность, лучше воспользоваться существующими предложениями уже сейчас – тем более декабрь традиционно богат на акции и скидки. Например, у нас в RBI проходит новогодняя лотерея, где вы точно выиграете скидку в размере до 5%.
– Что бы вы хотели пожелать коллегам, партнерам и клиентам в новом году?
– Прежде всего – здоровья и гармонии. В наше время особенно важно уметь находить радость в повседневных моментах, отдыхать, ценить близких. А еще – уверенности в завтрашнем дне. Как показывает опыт, все преодолимо. Главное – сохранять позитивный настрой, действовать и не бояться перемен. Ну и пусть в наступающем году у всех будет побольше красивых моментов. Будь то покупка новой квартиры или простая прогулка по парку. С Новым годом!
Группа RBI — партнер церемонии награждения XVII конкурса «Доверие потребителя» (2024).